Фрагмент для ознакомления
2
По мнению А.П. Усовой, правильные представления о предметах эффективнее формировать, следуя принципу наглядности. Это связано со спецификой развития мышления в раннем возрасте, которое развивается с заметно меньшей скоростью, чем ощущения и восприятие. При этом важно сочетать разные анализаторные каналы при сенсорном воспитании: и слуховые, и осязательные, и зрительные, в таком случае представления о предметах будет наиболее полным и устойчивым.
Учитывая сензитивность разных возрастных периодов, когда чувствительность к тому или иному воздействию более высокая, в раннем возрасте дети более восприимчивы к сенсорному воспитанию. И чем более крепкой станет данная основа, чем успешнее будет проходить последующее развитие личности ребенка.
В итоге, важнейшей целью сенсорного воспитания является научение детей детальному, четкому восприятию предметов, их многообразных свойств и отношений. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мир, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть того насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
1.2. Значение игры в сенсорном развитии детей раннего возраста
Важнейшим средством сенсорного развития детей раннего возраста становится дидактическая или обучающая игра.
Игра неоспоримо является самой подходящей формой обучения. Она привлекает ребенка возможностью проявить активность, совершить игровое действие и обучение в данном процессе имеет важную, но посредственную функцию – только овладев определенными ЗУНами, ребенок сможет выполнить игровые задания – учится играючи.
Фридрих Фребель – создатель одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания утверждал, что главной задчей певрой ступени образования является организация игры. Его систему дидактических игр составляли игры с разными игрушками, материалами, стихами, песнями, рифмованными сказками, написанными им [Фребель, 2001].
В отечественной науке одна их первых педагогических систем дошкольного воспитания была создана Е.И. Тихеевой. По ее мнению дидактические игры составляют только часть воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в данных играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предполагают формирование мыслительных операций, развитие речи, умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Данная программа широко распространена и в настоящее время.
Л.А. Венгер создал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на «обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве» [Венгер, 2008, с. 15].
Исследования З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой и др. направлены на создание серии игр для полноценного развития детского интеллекта [Богуславская, 1991, с. 14].
А.К. Бондаренко классифицировал дидактические игры в дошкольной педагогике на игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры; словесные игры.
А.В. Запорожец и А.П. Усова отмечали особое положение сюжетно-дидактических и игр-инсценировок среди игр с предметами. Так, сюжетно-дидактические игры позволяют детям осваивать различные роли – врача, пациента, водителя и пр.
В играх-инсценировках дети уточняют представления о различных бытовых ситуациях, о художественных произведениях, о нормах поведения. Для развития мелкой моторики и зрительного контроля организуются игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом, что важно при переходе к школьному обучению.
В дидактических играх распространены разнообразные игрушки, так как обладают многообразными признаками, позволяя эффективно усваивать сенсорные эталоны.
Широко применяются разнообразные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Они способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания, воображения.
Н.Н. Палагина выделяла определенную структуру дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов) [Палагина, 1993].
В работах А.К. Бондаренко выделены этапы организации дидактических игр: подготовка к игре, проведение игры, анализ игры [Бондаренко, 1993].
Важное значение в организации игр с детьми раннего возраста имею действия воспитателя: его речь, способность донести задачу до детей, заинтересовать, удержать игру в рамках обучающих задач, времени и т.д.
Такие качества как, отзывчивость, доброжелательность, радостная обстановка, находчивость и фантазия – помогут сделать атмосферу проведения дидактических игр максимально полезными для развития ребенка.
Таким образом, успешный результат дидактической игры складывается из всех компонентов: игровых задач, действий, правил - и является отражением устойчивого всестороннего системного развития ребенка.
Дидактическая игра является сложным, многоуровневым явление, которое приводит к комплексному развитию психических процессов детей.
Выводы по первой главе
1. Сенсорное воспитание является наиболее соответствующим возрастному периоду раннего детства способом целенаправленного, систематизированного развития ощущений и восприятия внешних признаков окружающего мира.
2. Игра является естественным, наиболее эффективным средством сенсорного воспитания детей раннего возраста.
3. Различают сюжетно-дидактические игры, игры-инсценировки, игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.
4. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).
Глава 2. Эмпирическое исследование значения игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста
В рамках данной курсовой работы была применена авторская методика педагогического обследования детей раннего возраста. В методике представлены задания и для выявления, и для оценки уровня сенсорного развития.
Диагностика уровня сенсорного развития ребенка заключается в выявлении уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
На базе ГОУ детского сада № 146 во младшей группе №? было проведено данное исследование. В нем приняли участие 10 детей в возрасте 2,5-3 лет.
Основу работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была составила методика Николаевой Т.В. (2004 г.).
Оборудование:
1. Деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями – круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. Деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. Одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
Фрагмент для ознакомления
3
Список информационных источников
1. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст]/А.К. Бондаренко. М.: Просвящение,1991. 160 c.
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2008. 144 с.
3. Владимирова С.В. Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/603769/ (дата обращения: 15.05.2017).
4. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А.В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1996. 112с.
5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика.5-е издание / С.А Козлова, Т.А Куликова. М.: Академия, 2004г. 409с.
6. Курилова И.А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. Мозырь: Содействие, 2010. 88 с.
7. Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни//Дошкольное воспитание. 1993. №6. С. 40-46
8. Поляшова Н.В., Матафанова А.А. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/16436/discussion_platform (Дата обращения: 15.05.2017).
9. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. №5. С. 39–44.
10. Фридрих, Фребель Будем жить для своих детей/ Л.В. Волубцева. М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. 128с
11. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1–3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 72 с.